разное

Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽ — hd-best

Страховая компания по ОСАГО возмещает пострадавшему в аварии ущерб, который получил автомобиль, на сумму до 400 тысяч ₽ и вред здоровью — до 500 тысяч ₽. Но иногда страховщик считает, что ущерб больше, и пытается взыскать недостающую сумму с виновника ДТП. Нашему герою Максиму удалось оспорить такое требование в суде. Вот как он действовал.

Фёдор Калабкин

Как со мной произошла авария

Мой водительский стаж — 15 лет. Несколько лет назад со мной случилась очень неприятная история. На зимней дороге мою машину Peugeot 307 занесло и выбросило на встречную полосу под фуру. К счастью, скорость была невысокой, поэтому ни я, ни пассажиры серьёзных травм не получили. Но мой автомобиль очень пострадал (фото машины не сохранились) и, как выяснилось позже, не подлежал восстановлению. На многотонном тягаче остались небольшие повреждения: была разбита фара, декоративные элементы кабины, остались мелкие вмятины и царапины.

Свою вину я признал сразу, отрицать её было глупо. В моих действиях не было злого умысла, но с управлением я действительно не справился. Мы вызвали сотрудников ДПС. Они приехали в течение получаса, осмотрели место ДТП, опросили меня и водителя грузовика. Наши показания совпадали. У нас обоих было оформлено ОСАГО.

Сотрудники составили схему ДТП и протокол. Меня признали виновником. Ехать на машине было невозможно, поэтому я вызвал эвакуатор, который увёз её с места аварии.

Как страховая компания начала со мной судиться

Спустя почти год после этих событий по месту прописки мне пришла повестка в суд. Из неё я понял, что страховая компания якобы выплатила владельцу пострадавшей фуры 1 миллион ₽ и теперь эти деньги требует с меня.

Такой процесс называется суброгацией. Он означает переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. То есть после того, как страховая компания выплатит пострадавшей стороне компенсацию, она вправе потребовать потраченные деньги с виновника. Таким образом компания минимизирует собственные расходы. Более подробно с юридическими тонкостями суброгации можно ознакомиться в статье 965 Гражданского кодекса.

Я не автоэксперт, но прекрасно понимал, что мой компактный хетчбэк не мог так серьёзно повредить тягач. Поэтому нашёл адвоката, чтобы он помог отстоять мою позицию в суде. Услуги юриста обошлись в 60 тысяч ₽. В эту сумму входили сбор и подготовка документов, а также представление моих интересов в суде одной инстанции. Адвокат, ознакомившись с деталями дела, сообщил, что выиграть его будет несложно.

Как я готовился к суду

Первое, что адвокат потребовал сделать — провести независимую экспертизу. Услуги эксперта стоили 20 тысяч ₽.

Экспертиза проводилась по аналогии: мы нашли легковой автомобиль схожих габаритов и поставили его лицом к лицу с тягачом. Далее сопоставили габариты автомобилей и зафиксированную в протоколе о ДТП скорость движения. Это наглядно показало, что на небольшой скорости моя машина не могла повредить фуру на 1 миллион ₽, а значит, требования страховой компании завышены. Экспертиза стала основой для защиты в суде.

Как проходил суд

На первое судебное заседание представители страховой компании не явились, поэтому его перенесли. На втором заседании юрист страховой компании предложил мне пойти на мировую, если я соглашусь выплатить 500 тысяч ₽. По совету адвоката я отказался. Он утверждал, что мы выиграем дело, и тогда платить не придётся вовсе. Суд принял материалы для рассмотрения и назначил следующее заседание.

На третьем и четвёртом заседаниях суд рассматривал дело по существу. Он принял во внимание нашу экспертизу и признал требования страховой компании неправомерными. Я на этих заседаниях не присутствовал, положившись на адвоката. Он меня не подвёл: по итогу суд признал мою правоту и обязал страховую компанию компенсировать мои затраты на экспертизу полностью, а на адвоката — частично. В общей сложности я судился почти год.

Как я получал компенсацию

Через адвоката я получил постановление суда, где было указано, что страховая компания должна компенсировать мои расходы. Однако по прошествии месяца денег мне никто так и не перечислил. Поэтому, по рекомендации адвоката, я отвёз документы в службу судебных приставов (заявление также можно было подать онлайн). После этого деньги мне перевели в течение двух недель. Общая сумма составила 50 тысяч ₽.

Личный опыт: как потерпевшему в ДТП получить компенсацию, если нет страховки

Читать по теме

Почему я не стал подавать в суд на страховую и обвинять её в мошенничестве

У меня была возможность подать в суд на страховщика и обвинить его в мошенничестве. Однако по совету адвоката я этого делать не стал. По его опыту, это долгий процесс, который требует большого количества свободного времени и денег.

Юрист объяснил, что подобная практика характерна для небольших страховых компаний. Они пытаются заработать деньги, утверждая, что автомобили их клиентов получили очень значительные повреждения и суммы ОСАГО на ремонт не хватит. Страховые рассчитывают на то, что ответчик не придёт в суд или не сможет себе позволить грамотных юристов. В этом случае суд признает требования компании правомерными, а приставы арестуют счета ответчика. В такой ситуации, естественно, отстоять свою позицию будет намного сложнее.

В любом случае автомобилисту необходимо ОСАГО

Выбрать самый выгодный полис можно на Сравни.ру

Выбрать ОСАГО

Полина Гусятникова

старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners

Подобные иски встречаются часто. Это не зависит от того, наступил страховой случай по ОСАГО или по каско. Схема проста: сначала пострадавший автомобиль ремонтируют, а затем выставляют счёт виновнику ДТП. Сумму нередко специально завышают. Суды часто сталкиваются с подобными исками и охотно встают на сторону ответчика. Даже если у него нет адвоката, судья может по своей инициативе снизить сумму иска.

Если есть возможность самостоятельно подготовиться к процессу — изучить документы, выстроить линию защиты, взять на себя роль адвоката, — можно обойтись и без юриста. Но рядовой гражданин редко сталкивается с судебными процессами, поэтому зачастую не знает, к чему апеллировать и на какие правовые акты ссылаться.

Поэтому так поступать стоит лишь в том случае, когда сумма иска небольшая. Если же страховая компания требует серьёзную компенсацию, как в данном случае, правильным решением будет воспользоваться услугами адвоката.

Часто ответчики не являются в суд по той причине, что они пропустили повестку. Если это произошло и приставы уже арестовали счета, нужно узнать, где и когда состоялся суд, получить на руки решение. Если нет уважительной причины пропуска суда, придётся рассчитываться с долгом. Если она есть — надо обратиться в суд с апелляционной жалобой и ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Универсального шаблона апелляционной жалобы нет: чтобы её составить, надо иметь конкретное решение суда и конкретные обстоятельства дела. А образец ходатайства можно скачать с сайта Федерального центра банкротства граждан. Также нужно обратиться в суд и к приставам с требованием прекратить исполнительное производство в связи с обжалованием решения. Образец такого требования можно скачать с сайта ФССП.

Автомобили
Источник: sravni.ru

Добавить комментарий