законы

18 МАРТА 1662 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЛЕЗ ПАСКАЛЬ ПРИДУМАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ — hd-best

Более чем за два столетия до изобретения метро знаменитый математик, физик, механик, литератор и философ Паскаль изобрел самый первый общественный транспорт. Это кареты, которые ездят из одного конца Парижа в другой. Создание этого общественного транспорта было непростым. Писателю приходится вложить в это дело почти все свое состояние и, несмотря на полученное от самого короля разрешение, ему приходится смириться с требованием Парижского парламента, который отказал в создании системы, при которой могли бы «бок о бок» передвигаться бедняки и «приличные» граждане.

Годом ранее у философа, известного на тот момент в основном по его фундаментальному труду «Мысли», возникает гениальная идея.

Он и герцог де Роанне, с которым Паскаль дружен, решают помочь парижанам, особенно самым бедным, перемещаться по столице. Париж в те времена – самый большой европейский город с населением в 500 000 человек, и добраться из одного конца в другой, не имея, например, лошади или собственной кареты, довольно проблематично.

Естественно, что на тот момент в Париже нет еще великих преобразований, совершенных бароном Османом, градостроителем, во многом определившем облик современного Парижа. Улицы узкие, что во многом затрудняет передвижение. Но уже есть и несколько крупных, как сказали бы сейчас, проспектов. Именно они и интересуют философа и герцога.

Инновационная система
Паскаль и де Роанне хотят создать систему транспорта, который будет ежедневно функционировать и следовать по фиксированному маршруту, с регулярными интервалами и фиксированной ценой, зависящей от пройденного маршрута.

В ноябре 1661 года эти двое мужчин основывают транспортную компанию. Вскоре к ним присоединяются маркиз де Сурш и маркиз де Кренан. В это дело сам Паскаль вкладывает почти все свое состояние и даже приданое своей покойной сестры Жаклин.

19 января 1662 года король Людовик XIV лично подписывает патентные письма, разрешающие создание новой службы. 27 февраля Парижский парламент регистрирует письма, но добавляет некоторые ограничения. В эти кареты могут садиться только «приличные» люди.

Успех
Несмотря на все ограничения, когда 18 марта открывается первый маршрут, соединяющий предместье Сент-Антуан с Люксембургским садом, – это настоящий успех.

И успех этот настолько велик, что в ближайшие месяцы открываются еще четыре маршрута. Цена поездки между двумя остановками составляет 5 су.

Воодушевленные, Паскаль и его друзья пытаются внедрить такую же систему в Лионе и в Амстердаме. Но там у них почему-то не получается.

Паскаль умирает 19 августа 1662 года, спустя месяц после открытия 5-й парижской линии.

Точно неизвестно, когда эта система перестала работать. Историки оценивают ее исчезновение между 1674 и 1667 годами.

Общественный транспорт возвращается во Францию лишь в 1820-х годах, когда в городе Нанте появляется сеть омнибусов.

 

Добавить комментарий